Интервью Асватура Сагирян и Олега Гонцова
Группа «РОСТОВ»: «Мы своей страны солдаты…»А.С.:С Олегоммы познакомились на борту Ан-12, когда летели на фестиваль в Туркмению. Тогда он был в составе группы «Голубые береты», я - в «Каскаде». И через двадцать лет мы снова встретились, чтобы уже выступать в составе группы «Ростов».
О.Г.:«Ростов» - полностью мой проект, и он расшифровывается как «Российское творческое объединение ветеранов». Это значит, что во время наших концертов с нами могут выступать и те, кто сам не может выйти на большую сцену. Например, с нами работали «Голубые молнии», «Блокпост», Стас Юрко… Мы также не против и молодых талантов, которых стараемся искать в каждом городе, где гастролируем.
А.С.:Мои первые удачные попытки на музыкальном поприще появились тогда, когда я начал на слух играть песни, которые напевала мне мама. Я поступил в училище искусств. И вот именно там мне нравились песни об Афганистане, которые я пел под гитару. И уже позже, когда сам оказался в этой горной стране, то стал глубже понимать смысл военных песен.
О.Г.:Я закончил музыкальную школу по классу баяна, но это было из-под палки, поэтому баян с тех пор даже в руки не брал. Зато гитару сам освоил за неделю. А петь начал еще в хоре, но меня выгнали за то, что я переделывал слова песен, причем сходу. И половина хора вместо того, чтобы петь, хохотала. С группой мы выступали вечерами на танцах, играли популярные мелодии. Однажды надоело петь чужие песни, я стал писать. В армии и в Афганистане я уже начал петь о том, что видел.
О.Г.:Я не люблю писать штампами или о том, чего не знаю. Поэтому если я пишу о воинской профессии, то изучаю ее изнутри. Вот недавно в Зее ко мне подошел комбат и попросил: «Напишите про ПВО. Ведь ни одной песни нет». Я ответил, что нужно поехать и посмотреть. Обещали показать. Ненавижу, когда пишут пафосно о войне.
Очень люблю стихи фронтовиков, например Константина Симонова. А однажды прочитал стихотворение Семена Гудзенко, там были такие слова:«…Бой был коротким. А потом глушили водку ледяную и выковыривал ножом из-под ногтей я кровь чужую». Так мог написать только тот, кто там был. Всегда внимательно следил за творчеством журналиста Артема Боровика, который правдиво описывал то, что видел - он с моей группой летал на операцию в Афгане.
А.С.:Что касается меня, то я должен уметь слушать и как аранжировщик, и как слушатель. А из любимых песен - «Своей страны солдаты». Считаю, она удалась на 100%.
О.Г.:Я не скажу, что фанатею от самого себя, но слушаю. А что именно нравится - зависит от настроения. Вот недавно в машине поставил наш старый диск и заслушался…
А.С. :Меня это не пугает - я готов к разным ситуациям. Но учитывая, что мы живем в мире противоположностей, где всегда есть баланс между созиданием и разрушением, думаю, такого не случится. Мы будем петь до тех пор, пока будем актуальны…
А.С.: Я очень критично отношусь к своей работе и пытаюсь найти недостатки до того, как это найдет кто-то другой.
О.Г.:У меня это вызывает чувство стыда. После моих песен люди смотрят на меня как на звезду, а ведь я обычный человек. Однажды, когда мы в очередной раз приехали в Благовещенск, нам навстречу шли молодые парни. Подходят к нам один и спрашивает: «Вы группа «Ростов»?» Я отвечаю: «Да». И как он нас узнал? Я был по гражданке, в шапке… Это было приятно.
О.Г.:Нас часто критикуют. Даже поклонники других групп. Я про себя уже столько наслушался… И поначалу хотел отвечать, но решил это сделать одной песней «Голубые истории».
А.С.:Я - за конструктивную критику. Если человеку хочется мне свои проблемы навязать, то я даю об этом понять. Если человек хочет указать на мое слабое место, я благодарен, если он хочет укусить, то реакция будет соответственная.
А.С.: Самый большой критик - я сам. Трудно угодить всем на самом деле, и я не собираюсь этого делать.
О.Г.:Иногда просто после концерта подходят и говорят, что в такой-то песне можно сделать по-другому. Для нас это важно. И я переделываю. И если в зале сидят хотя бы десять человек, которым это интересно, я будут работать для них.
О.Г.:На концертах я говорю то, о чем остальные говорят только на кухне. Может, иногда слишком резко. Но я не могу сделать иначе ради тех, кто погиб на войне, кто верит в меня. Видеоряд во время песен - тоже моя идея. Ведь смысл песни воспринимается по-другому, если на экране видишь реальные съемки. Многие уже переняли эту фишку. Я не обижаюсь, ведь мы работаем на общую идею - идею военной патриотики.
О.Г.:Старые группы: «Синюю птицу», «Ариэль»… Современные песни слушаю и ужасаюсь, как все ограничено. Не люблю симфоническую музыку.
А.С.: Самую разнообразную: нравится Бах, фортепианная, оркестровая, скрипичная музыка, рок, джаз-рок. Все это воспитывает мой музыкальный вкус.
А.С.: У каждого человека есть в жизни такие периоды, когда ему необходимо побыть наедине с собой. Это могут быть два-три дня, может неделя.
О.Г.:У меня есть такая привычка: отдыхаю сразу после гастролей, выключаю телефон. Это осмысление всех гастролей, подведение своих внутренних итогов.
О.Г.: В жизни бывают различные моменты, в том числе и напряженные, но во главе угла стоит общее дело. Мы подкалываем друг друга, спорим, но совместно творить у нас получается здорово. Я читал, как Ильф и Петров свои романы писали… вот у нас приблизительно так же.
А.С.: У нас с Олегом разные характеры. Но есть один общий интерес, и мы замечательно взаимно дополняем друг друга.
А.С.:Человечность. Это емкое понятие, в которое входят и доброта, и чуткость, и пр.
О.Г.:Решительность и чувство справедливости.
О.Г.:Дед сказал так: «Самое тяжелое - тебя будут всегда бить за твое мнение. Но у любого мужчины должно быть свое мнение. Если его нет, то о нем и гутарить нечего».
А.С.: Однажды батя мне сказал: «Нет слова «не могу», есть слово «не хочу». Человек может все. Если захочет». И по этому принципу я живу. А еще мне нравится выражение: «То, что меня не убивает, делает меня сильнее».
А.С.:Я люблю читать книги разных жанров. У меня есть большая электронная библиотека. А недавно приобрел планшет. Нравится восточная поэзия, пятистишие, японские танка - вроде несуразица какая-то, но в этих стихах есть особое состояние, они дают ощущение, будто прочитал целую поэму.
О.Г.:Я ходил под парусами, прыгаю с парашютом. Но сказать, что я фанат какой-то узкой сферы, не могу, мне интересно то, что интересно.
О.Г.: Времени. Хочется все успеть.
А.С.: Все проблемы у людей от самоограничения. Как только человек снимает свои умственные границы, у него всего достаточно в жизни. Считаю, что нужно ценить то, что есть.